Показатель отказов — величина, на основании которой поисковые системы делают вывод о ценности сайта для пользователя. Поясним. Всех пользователей поисковых машин можно разделить на две большие группы. Первые, входя на сайт по ссылке из страницы выдачи, выполняют какие-то действия — переходят на внутренние страницы, регистрируются и так далее. В общем, остаются на сайте. Вторые — покидают сайта сразу же. Степень отказов представляет собой отношение количества посетителей из второй группы к общему числу посетителей, которые вошли на данный сайт по ссылке, предоставленным поисковой системой.
Причины отказов пользователей от пребывания на странице сайта
В контексте поискового продвижения главной причиной отказов пользователей является нерелевантности страницы. Если говорить совсем просто, то ситуация выглядит следующим образом. Пользователь набирает в поисковой строке запрос. Поисковая машина в ответ на клик пользователя по виртуальной кнопке «Найти» выдает результаты поиска. Пользователь переходит по ссылке, но видит не совсем то, что ожидал, или совсем не то в содержании страницы, что ему нужно. Разумеется, пользователь сразу покидает сайт. Происходит отказ пользователя и соответственно повышается степень отказов.
По каким причинам пользователь может покинуть сайт, страница которого признана поисковой машиной релевантной? Они очевидны. И все сводятся к неудобного пользовательского интерфейса — не рационально разметки страницы, неправильной верстки и так далее. Например, веб-мастер выбирает слишком маленький размер шрифта, чтобы разместить на странице текст, а пользователю трудно читать мелкие буквы и он покидает страницу. Хотя внешне все выглядит вполне правильно. То есть страница соответствует всем критериям — ключевой запрос в тексте присутствует, поисковый робот его видит, страницу индексирует, но для пользователя она оказывается неудобной. Степень отказов для сайта увеличивается.
Опасность высокой степени отказов
Поведение пользователя, когда он не задерживается на сайте, очень сильно напоминает поисковым машинам действия пользователя в случае «черного» продвижение сайта. Существует два метода «черного» продвижения, когда пользователь не задерживается на сайте — клоакинг и использования дорвеев.
В первом случае содержимое страницы вообще не соответствует запросу пользователя, потому, что она настроена таким образом, чтобы ключевой запрос видел только поисковый робот, а пользователю показывается совсем другой контент. Результат — человек идет с сайта в две секунды. В случае дорвейный продвижения — пребывания на сайте измеряется даже не секундами, а их судьбами секунд. Люди вообще на дорвейный сайт не попадают, а автоматически перенаправляются на страницу другого ресурса, продвигаемого «черным» оптимизатором. Пользователи — хоть и не попадают на сайт, но поисковик регистрирует ситуацию «»зашел и вышел»».
Поэтому будьте готовы к тому, что если ваш сайт будет набирать высокую степень отказов, то поисковики будут тщательно проверять вас на «»надежность»».
Задерживаем посетителя на сайте
Эффект, который осуществляет поисковая машина по притяжения внимания пользователя к сайту, можно сравнить с магнитом. Обращение внимания есть, но оно слабое. Задача веб-мастера — «»прибить»» внимание пользователя к сайту гвоздями! Способы для этого выбираются разные. Однако главным является релевантность поисковому запросу. Это без обсуждений. Страница должна быть удобной для пользователя. Человек должен получить именно то, за чем пришла на сайт.
А дальше по степени важности идут другие инструменты, которые стимулируют пользователя выполнить какие-то действия. Вот, например, зачем веб-мастера размещают на своих сайтах ссылки на MMORG игры? Специально для этой цели. Вероятно, пользователь пожелает драться с каким-нибудь монстром и поэтому не сразу пойдет с сайта.
А, например, для посетителей интернет-магазинов весьма привлекательны яркие баннеры, центральной темой которых будут огромные скидки или распродажи товара по бросовым ценам. Люди реагируют на слово «»скидка»», если оно написано ярким, бросающимся в глаза цветом и сопровождается восклицательными знаками или динамической анимацией. Реагируют столь рефлекторно, что кликают на баннер не задумываясь над тем, а нужна ли им эта скидка.
А еще многие, пожалуй, натыкался в сети на заголовки новостей типа «»Шок! Трагедия в семье звезды! «». Кликаем по такому заголовку, а там оказывается никакая не трагедия, а нечто совершенно безобидное или смешное. Ценности для пользователя оно никакой не несет, но он сделал переход, а значит, поисковая машина не зафиксировала пользовательской отказа. Степень отказов не выросла. Что и требовалось.
Рекомендация от продвинутых SEO-специалистов — делайте сайты интересными, наполняйте их разными приятными и интересными для людей «»фичам»», и вы снизите степень отказов. Однако, внешняя привлекательность сайта, не должна вредить самой его сущности. Сайт, который заявляет о себе, как о полезном в соответствии с тем или иным пользовательским должен быть таковым на самом деле. Это, повторимся, не обсуждается.