Релевантность (от лат. Relevo — поднимать, облегчать) — определенная поисковым алгоритмом степень соответствия результатов поиска задаче поставленной в поисковом запросе. В упрощенно-техническом смысле под релевантности понимаем пропорцию ключевых слов или фраз, содержащихся в тексте и их соответствие с точки зрения ПС тем или иным поисковым запросам.
Однако подобное понимание релевантности (как исключительно формального критерия) не является достаточно точным и полным по той причине, что смысл и полезность текста не определяется одним лишь включением в него слов, используя которые пользователи ищут нужную им информацию.
Релевантность страниц сайта является важнейшим компонентом поисковой оптимизации.
Смысл релевантности
Задача релевантности — отделение полезных ресурсов, предоставляющих качественную информацию, от сайтов, в которых соблюдена только поисковая формальность — без добавления смысловой нагрузки или уникальных данных по предмету поиска.
Поисковая выдача формируется, главным образом, на основе результатов определения релевантности. Львиная доля любого поискового алгоритма направлена на нахождение релевантных страниц и определения их приоритетности при формировании выдачи — ведь в конечном итоге от этого зависит точность поиска.
Алгоритм определения релевантности
Алгоритмы, по которым определяются релевантные страницы, будут иметь различия в разных поисковиках. Но есть набор общих критериев для любой поисковой системы.
Внутренние критерии
Это важнейшие критерии релевантности, наиболее полное соответствие которым — это фундамент, основа успешной оптимизации.
- Частота (так называемая плотность) ключевых слов в тексте;
- Местонахождение ключевых слов;
- Степень идентичности поискового запроса фрагмента текста на странице;
- Наличие совпадений в метатегах (title, description и keywords)
- Наличие словоформ и синонимов ключевых слов;
- Обновляемость страниц (даже если страница релевантна запросу, поисковики приветствуют регулярное обновление-пополнение контента, как и их пользователи — свежую актуальную информацию);
- Количество страниц, общий объем информации;
- Внутреннее перелинковка.
Внешние критерии
Как не может быть дома без стен и крыши, так и невозможна успешная оптимизация без внешних критериев, соответствующих методам поисковой системы. При учете внешних критериев релевантности поисковик опирается в большей степени на авторитетность ресурса, не всегда справедливо, но на данном этапе развития алгоритмов ПС вполне закономерно. Итак, важные внешние факторы:
- Показатель цитирование или ссылочная популярность (зиц у Яндекса и PageRank в Google) — основной критерий;
- Количество обращений к данной странице по запросу или запросам;
- Трафик ресурса;
- Возраст домена.
Актуальность и пертинентность
Пертинентность — степень соответствия содержания документа, найденного в результате информационного поиска, информационной потребности, выраженной в информационном запросе.
Иногда релевантность путают с пертинентностю — субъективной оценкой пользователем соответствия качества полученной информации сделанном запроса. Разница в том, что релевантность оперирует целым сочетанием критериев (в большинстве своем, абстрактных), включая саму пертинентность, а также умение пользователя делать правильный запрос по его теме. Например, при поиске фильма для просмотра, лучше ввести в строку поиска не «интересное кино», а «скачать фильм» или «смотреть популярные фильмы онлайн», иначе поисковик выдаст результаты, содержащие фразы «интересное кино у нас с вами получается» или «ходили вчера с друзьями на такое интересное кино» — в данном случае степень релевантности будет высокой, а степень пертинентности низкой, поскольку пользователь не получит того, что искал.
Классический пример нулевой пертинентности приводится в романе Д. Адамса «Автостопом по галактике». Когда суперкомпьютеру был задан вопрос «о жизни, вселенной и вообще», то ответ, на обдумывание которого у компьютера пошли тысячи лет, была такой: «42». Есть все основания предполагать высокую степень релевантности ответы, но пертинентнисть его оказалась исчезая малой.
Уровень релевантности и пертинентности результатов запроса постоянно растет во всех крупнейших поисковых системах — это связано с периодическим осложнением и улучшением их алгоритмов, однако он по-прежнему далек от идеала, потому что даже самые мощные поисковые системы не имеют всех свойств искусственного интеллекта.