Юзабилити (Usability) — это свойство продукта быть пригодным к использованию. И определяет общую степень удобства предмета при использовании. Если говорить о сайте, как об определенном интернет-продукт, то он также обладает своим юзабилити в той или иной степени.
Юзабилити — это характеристика, которая в первую очередь обращена к посетителям сайта. Поисковые машины ее не оценивают, она лишь косвенно влияет на ранжирование.
Чем качественнее юзабилити, тем популярнее сайт, тем лучше продается продукт, тем больше трафик, а соответственно, выше выдача в поисковых системах — все взаимосвязано. Низкий уровень юзабилити, соответственно, уменьшает посещаемость сайта. Однако, это совершенно не означает, что этот сайт не содержит хорошего контента. Напротив, контент может быть интересным, полезным, а юзабилити — низким. Например, интересная информация находится на странице многоуровневого меню с невнятной названием, добраться до которой ни в одну, ни в два клика никак не получится. Или информация набрана, но расположена так, что прочитать ее невозможно. Вот и получается по поговорке: по бороде течет, а в рот не попадает.
Юзабилити формы и содержания
Все эти моменты должны учитываться еще на этапе проектирования сайта и в дальнейшем — при его продвижении. Нужно обязательно помнить, что сайт, как и любой продукт, состоит из двух составляющих: формы и содержания. Термин «юзабилити» может относиться как к первому, так и ко второму компоненту. А идеальным вариантом является гармония между первым и вторым, что является залогом успешной раскрутки сайта.
Итак, содержание. Речь идет, конечно, о качественные сайты с уникальным контентом. Контент с хорошим юзабилити — это грамотно написанный текст, который интересен пользователю, качественные фотографии, уникальные рисунки, диаграммы, которые можно прочитать и расшифровать. С точки зрения содержания сайт должен быть полезным, только в этом случае посетитель вернется сюда.
Многие термины «юзабилити» относят в первую очередь в форму — то есть в структуру и оформление сайта, удобства расположения страниц, удобства меню, использование кнопок, баннеров и других элементов.
Высокая степень юзабилити
Юзабилити считается высокой, если впервые попав на сайт, клиент сразу же понимает, как им пользоваться. Еще один признак: клиент, попав на сайт вдруг, без проблем запоминает и легко ориентируется. Третий признак больше из разряда психологии, но так же важна: пользователю должно быть приятно пользоваться сайтом. В качестве критерия хорошего юзабилити можно считать и отсутствие ошибок при пользовании сайтом. Это особенно важно, когда речь идет о больших развернутые порталы требованиям регистрации, заполнения анкет, интерактивными опросами, играми. В этом отношении сайты с играми особенно показательны: клиент, зайдя на сайт и не поняв, как играть, с чего начинать, сделав несколько попыток, пока не сайт.
Улучшать юзабилити можно постоянным тестированием сайта реальными пользователями, ведением учета, чем и занимаются профессиональные разработчики сайтов, аудиторы и оптимизаторы.