Поведенческие факторы ранжирования сайта

Автор: Юрий Полищук
Ранжирование Яндекса, Google учитывает поведенческие факторы?
Практически это факт. Соответственно SEO 3.0 также становится реальностью. Оговоримся, что под SEO 3.0 мы имеем в виду настоящее третье поколение оптимизации – учет поведения посетителей на сайте. Присвоение версии 3.0 для оптимизации через продвижение статьями явно некорректно.
Какие факторы поведения посетителей учитывают Яндекса, Google?
Их перечень составляет около 40 пунктов. Не станем его приводить, поясним суть. Поисковые системы ставят для себя задачей помогать пользователям находить актуальный, информативный контент. Всякая оптимизация сайта ими воспринимается как вредная, мешающая выполнению основной задачи.
До недавнего времени поисковые системы оценивали тематику и авторитетность контента на основе двух групп факторов:
- релевантность самого контента запросу;
- ссылочная релевантность – подтверждение актуальности информации.
Оба эти уровня оценки контента, благодаря «проискам» оптимизаторов сайтов, по мнению поисковых систем не позволяют адекватно оценить полезность информации для пользователя. Поэтому логичным шагом стало изучение и использование для ранжирования поведения самих пользователей. Если пользователь надолго задержался на веб-странице, выполнил на ней какие-то действия, не возвращался на страницу поиска, после посещения данного сайта да ещё и повторно вернулся на него – значит, сайт содержит полезную тематическую информацию. Если же пользователь быстро закрыл страницу и продолжил поиск – делается логичный вывод, что данный контент неактуален. Соответственно, в первом случае – повышается позиция сайта в выдаче, во втором – понижается.
В какой мере факторы поведения посетителей учитываются Яндексом, Google?
Здесь есть два аспекта. Первый – специфика сайтов. К примеру, сайты по тематике «куплю холодильник» закономерно имеют меньшую постоянную аудиторию, чем новостной, социальный сайт. Второй – поисковые системы ещё находятся в процессе отработки третьего уровня оценки качества контента – учета поведенческих факторов. Именно этим фактом объясняется применение слова «практически» в первом предложении этого текста. Администрации поисковых систем пока официально и однозначно не заявили об учете поведенческих факторов при ранжировании. Но упоминания об этом на конференциях, утечки информации, сама практика оптимизаторов сайтов говорят, что значительную роль они уже играют. По мере накопления статистики, отработки алгоритмов и коррекции весовых частей различных поведенческих факторов для сайтов разного типа их роль при ранжировании будет расти. В этом процессе следует ожидать дальнейшего снижения для задач SEO роли ссылок, вплоть до полного их исключения.